Главная Публикации Интервью Интервью с председателем экзаменационной комиссии итогового междисциплинарного экзамена архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом

Интервью с председателем экзаменационной комиссии итогового междисциплинарного экзамена архиепископом Биробиджанским и Кульдурским Ефремом

22.06.2019

 

 

 

В Хабаровской духовной семинарии горячая пора – время летней сессии. Сдачи экзаменов, зачётов, семестровых, курсовых и выпускных работ происходят здесь ежедневно. Несмотря на сильную занятость, Высокопреосвященнейший Ефрем (Просянок), архиепископ Биробиджанский и Кульдурский, преподаватель семинарии, дал нашему информационному центру небольшое интервью об экзаменах и уровне подготовки студентов, а также дал пожелания абитуриентам духовного учебного заведения.

Следует сообщить, что 11 июня 2019 года архиепископ Ефрем был председателем экзаменационной комиссии на сдаче выпускным курсом сектора заочной формы обучения итогового междисциплинарного экзамена.

 

Ваше Высокопреосвященство, добрый день! Вы буквально только что закончили свое участие в сдаче выпускных экзаменов. Скажите, какие у вас мысли об уровне подготовки выпускников?

Во-первых, порадовал уровень организации со стороны семинарии, очень хорошо было работать с подготовленными документами, вопросами – со всем, что необходимо для экзамена. Конечно, очень порадовал уровень подготовки студентов. Видно было, что к экзамену готовились абсолютно все. Отвечали наши выпускники с разным качеством. Наверное, это связано с тем, что экзамен был комплексный, предполагал вопросы по шести дисциплинам. Каждый вопрос в отдельности был очень объёмным, многоплановым, требовал порой знаний не только по одной дисциплине, но и подключения знаний из смежных дисциплин. Наверное, это вызывало определённую сложность для тех, кто отвечал. Я также порадовался тому, что те выпускники, которые уже совершают служение в священном сане, они при выстраивании ответа прежде всего ориентируются на практическую сторону служения. Большая польза есть в изучении богословских дисциплин именно до принятия священного сана. Ведь те люди, которые пока ещё не являются священнослужителями, показали более хороший результат. Наверняка у них и больше времени, и больше возможностей для подготовки. При всём этом, среди выпускников в священном сане были и те, кто показал отличный результат.

Порадовало, что у многих выпускников знания очень глубокие. Когда мы задавали дополнительные вопросы, то сразу обнаруживались те выпускники, которые и много для себя читают, то есть углубляются в предмет сверх программы. Это то особенное, что мне хотелось бы отметить.

 

Вы наверняка застали ту систему экзаменации, в ходе которой выпускник сдает экзамены по каждой из дисциплин отдельно, в определенный день. Сейчас же выпускники сдают все дисциплины в рамках одного экзамена, вы об этом упоминали. Как думаете, эти изменения пошли на пользу? К чему они привели?

Безусловно, комплексный экзамен – это лучший формат, так как он мобилизует выпускника, он заставляет его быстро переключаться из одной области в другую и, самое главное, он ориентирует на дальнейшую практику. Ведь нам, как священнослужителям разных чинов, требуется быстро переключаться от одного вопроса к другому и быть специалистом одновременно во многих областях; не только церковных, но и в различных других.

От современного священника требуется многоуровневая подготовка, быстрое переключение на различные вопросы, способность к мобильности, способность решать множество различных задач. Уверен, что комплексный экзамен в этом плане подсказывает выпускнику, что священнослужитель должен быть специалистом во многих сферах.

В экзамен входят шесть базовых дисциплин. То, что спрашивают именно так хорошо тем, что это сподвигает студента сразу же выдавать тот пласт знаний, которым он обладает.

 

Не секрет, что вы занимали пост первого проректора здесь. Наверное, будет, немного наивный вопрос: как вам показалось в ходе экзамена, в те годы студенты лучше учились?

Сравнить очень сложно, практически все выпускники – это те студенты, которым я читал лекции на 1 курсе, на 2 курсе, у кого-то даже на старших курсах. Из-за этого точно нельзя сказать, когда было лучше.

Большинство выпускников сектора заочной формы обучения – это люди, уже совершающие служение. Радует то, что как прежде, так и сейчас наши священники, несмотря на огромную нагрузку, которую они несут на приходах, находят время для возрастания в интеллектуальном плане – читают святоотеческую литературу, учебные пособия и не останавливаются на достигнутом. Когда мы оглашали результаты экзамена, я всем пожелал, что те, кто увидел свои слабые места, постарались их в ближайшее время восполнить; а те, кто удовлетворён оценкой экзаменационной комиссии, чтобы не упивались самодовольством и не останавливались на достигнутом.

Для священника очень важно возрастать и в молитве, и в знании, и в труде. Не даром одним из символов христианства является рыба. Для неё характерно постоянное движение; даже когда рыба спит, она постоянно находится в движении. Это обеспечивает её жизнеспособность. Также и священник должен всегда быть в движении, в духовном бодрствовании и, конечно же, не останавливаться в получении знаний.

 

Вы только что присутствовали на одном из финальных для выпускного курса экзамене. Но совсем скоро сюда приедет поступать группа совсем новеньких студентов, которые только начнут свой семинарский путь. Что можете им посоветовать?

В первую очередь хочется пожелать, чтобы, несмотря на то, что нами сейчас очень активно используются современные методы передачи информации, прежде всего ставили для себя задачей работу с книгой. Этот способ получения информации утешает человека, спасает от некой «наэлектризованности». Благо, что и семинарская библиотека, и краевая научная библиотека дают большую возможность для изучения различный дисциплин. Особенно это касается хабаровской краевой научной библиотеки, богатой и периодикой, и полноценными работами. Она – одна из немногих библиотек, получающих обязательный экземпляр каждой издаваемой в России книги.

Пусть годы обучения будут исполнены и духовным наполнением, и наполнением знаниями, расширением кругозора. Наши многочисленные выпуски показывают, что те, кто проявляют себя на первых же парах и демонстрирую максимум усердия, за непродолжительный период обучения в семинарии достигают очень хороших результатов. Потом человек понимает, что знание, полученное здесь не сухо и абстрактно, а необходимо в служении; каждое знание оправдывает священническое пребывание на земле.

Беседовал: Волченков Александр, студент подготовительного курска Хабаровской духовной семинарии.




1285 просмотров.