Главная Публикации Проповеди «О блудном сыне»

«О блудном сыне»

04.03.2013

Проповедь Кулишова Александра, произнесенная на Божественной Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе 3 марта 2013 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Настала вторая подготовительная неделя к достойному вступлению на поприще поста, покаяния и сугубой молитвы. Святая Церковь премудро установила сегодняшним воскресным чтением притчу о блудном сыне, чтобы мы прониклись этим сокровенным словом Господним в преддверии Великого Поста – Насколько безгранична любовь Божия к людям, и какую радость даёт покаяние! Господь и рассказал нам эту притчу, которая должна занять всё наше внимание. Так, Господь в немногих словах показал обманчивость греха и блаженство жизни в Боге.

У некоторого человека было два сына: под образом человека разумеется Бог, два сына, это грешники и мнимые праведники. Сказал младший отцу: отче! Дай мне часть имения. И отец разделил имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, ушел в страну «далече», где расточил имение свое, живя распутно. Вдоволь вольготно и весело пожил по воле своего развратного сердца. Но так живя, он всё растратил, переделал все постыдные дела и стал нищим. Настал великий голод и начал нуждаться. "И пошел, пристал к одному из жителей страны той" (Лк.15,15). Святитель Иоанн Златоуст, говоря об этих жителях, называет их «бесы». И "послал его" тот, к кому он прилепился, "на поля свои пасти свиней". И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Что указывает на тот плен страстей, унизительное, скотское, свинское и отчаянное положение, что невозможно насытиться грехом. Пришед же в себя, сказал: "пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих". Зачем мне служить дьяволу и питать свои страсти, которые все равно не могу насытить. Смирившись, с сознанием своего недостоинства, с чувством покаяния, голодный, оборванный, встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился. Сын же начал говорить: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо это сын мой был мёртв и ожил, пропал и нашёлся. Как велико каждое это слово. Бог, Всесовершен, Вседоволен, Всеблажен, Он милует и спасает раскаявшегося грешника. В преизбытке радости, закалает для него тельца откормленного - Сына Своего единородного и даёт ему приобщиться Тела и Крови Его. Телец - это образ Христа, который заклался за наши грехи, и от вкушения Его Тела мы получаем благодать Божию; а пир - это есть Божественная литургия, которую мы совершаем.

Старший же сын был на поле, узнав, что вернулся его блудный брат и что отец устроил пир по этому случаю, рассердился, позавидовал и не захотел даже войти в дом, чтобы приветствовать брата. А когда отец вышел и звал его, он с обидой и упрёком сказал: я столько лет служу тебе, не нарушал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими. Но Человеколюбец останавливает его речь. Ты, говорит Он, всегда со мною, и следовало тебе возрадоваться и сочувствовать Отцу, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропал и нашёлся.

Эта притча о Любви, о непостижимой Любви Небесного Отца, для нас с вами. Зачастую мы малодушествуем в нас маловерие, гордость, блуд, зависть, другие грехи, видим свою не «справедливость». Мы продолжаем служить своим страстям, «суете сует», как будто и нет никакого Бога. Но Бог продолжает любить и ждать нашего возвращения, оберегает, не даёт нам порою много «пировать», помогает, назидает, прощает, преображает.

Так, духовно преобразившись, своё устремление к Христу апостол Павел выразил в словах: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос». Хорошо и нам так истинно жить, ожить, найтись, чтобы «жизнь жительствовала в нас», прийти в себя, что не возможно без чувства покаяния. Необходимо глубоко осознать важность покаяния, как генерального, так и повседневного. Ведь, покаяние, есть «возобновление крещения», по слову преп. Иоанна Лествичника. И нам нужно решиться и сделать этот шаг, т.е. коренной перелом от греха в сторону Бога. И тогда мы, победив робость и отчаяние, исцелённые с лёгкостью могли пропеть, по слову сегодняшнего кондака, в душе своей: «…: согреших пред Тобою Отче щедрый, / приими мя кающася, / и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих». Со страхом Божиим достойно причаститься и сказать: «Всё нам по милости Твоей Господи, помилуй нас».

Аминь.