«Вера»

21.10.2013

Проповедь студента четвертого курса Хабаровской духовной семинарии Коршунова Павла, произнесенная на Акафисте Пресвятой Богородице в домовом храме семинарии 16 октября 2013 года.


 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Њ с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою... входsщихъ в0нь, гDу пом0лимсz. Такими словами, братья и сёстры, молится Церковь практически на каждом богослужении, и мы взывает ко Господу о милости к людям, имеющим веру. Понятие «вера» сегодня слишком обширно; едва ли найдётся человек, не верящий ни во что. Кто верит в свои силы, кто в гороскоп, кто в то, что «что-то там всё-таки есть», кто верит, казалось бы, во Христа, но придерживается чуждого Христианству, например, протестантского толка... Однако в молитве Церкви речь идёт не о всякой вере.

Святитель Игнатий Кавказский учит, что «вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит» [1]. Спасительна для человека может быть только истинная – то есть православная – вера в Истинного Бога. Никакие суеверия, отвлечённые представления о Боге или иные религии не могут открыть человеку вечную жизнь.

Истинная вера в Бога – это живая и твёрдая уверенность в бытии Божием, Его свойствах и действиях, искреннее принятие всего, что благоволил Бог открыть нам в Священном Писании и Священном Предании Православной Церкви. А сердце этой веры – Христос [2]. Истинная вера всегда жива; она всегда побуждает все наши силы к жизни по заповедям Божиим и естественным образом требует выражения в действии.

В то же время, вера должна быть разумна, а не слепа, поэтому необходимо ясно осознавать, во что мы верим, каков Он – наш Бог. Чтобы мы могли избежать опасности впасть в те или иные заблуждения на этом пути, Церковь в богослужении предлагает нам изложенное в кратких и точных словах учение о том, во что должны веровать христиане. Это учение мы все вместе поём на каждой Литургии, и называется оно Символ веры. К сожаленью, иногда мы немного легкомысленно относимся к этой части богослужения, забываю о том, что ради догматов, то есть богооткровенных истин, содержащихся в ней, святые отцы буквально проливали кровь, отправлялись в ссылки; они вовсе не считали, что Символ веры – что-то не очень важное. Иметь истинную православную веру очень важно, поскольку неправильное представление о Боге ведёт к неправильному пути к Богу и, как следствие, приводит к иному «богу» – диаволу; чего, конечно, никогда не произойдёт, если наша вера является истинной.

Такую веру страшно потерять. Когда Апостолы попросили Христа Спасителя научить их молиться, Он дал им всем известную молитву «Џ§е нaшъ». Святитель Филарет Московский, толкуя 6 прошение этой молитвы – и3 не введи2 нaсъ во и3скушeніе – учит, что под искушением здесь следует понимать «такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру…» [3].

Поэтому, братья и сёстры, на призыв диакона «w3 с™ёмъ хрaмэ сeмъ, и3 съ вёрою... входsщихъ в0нь, гDу пом0лимсz», будем отвечать «гдcи, поми1луй» нелицемерно и искренне, осознавая всё, к чему нас это обязывает; будем крепко держаться Православной Церкви, изучать и исповедовать нашу веру и строить жизнь в соответствие с ней.

Аминь.

[1]  Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание творений : в 6 т. М., 2004. Т. 4: Приношение современному монашеству. С. 124.

[2] См. Рождественский Д., свящ. Нравственное богословие. М., 2001. С. 77.

[3] Филарет (Дроздов), свт. Православный катехизис. М., 2005. С. 85.