Главная Публикации Проповеди «Христианская проповедь»

«Христианская проповедь»

07.11.2013

Проповедь студента 4 курса Хабаровской духовной семинарии Попова Данила, произнесённая на молебне с акафистом Божией Матери 30 октября 2013 года.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры! Давайте с вами задумаемся: как мы можем православно проповедовать имя Господа Иисуса Христа? Мы, может быть, готовы наполнять собой храмы во время воскресных и праздничных дней, крестных ходов, готовы участвовать в работе епархиальных отделов, готовы ходить на пикетирование сектантских мероприятий в нашем крае, готовы с любовью объяснять истины нашей веры тому, кто нас спрашивает. Но всё-таки, исчерпывается ли этими и подобными благими делами все, что мы можем сделать на ниве прославления имения господа Иисуса Христа? Думается, в ответе на этот вопрос нам поможет сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к жителям города Филиппы (Фил.1:12-20).

Там повествуется о том, что он был заключен в тюрьму за проповедь Евангелия. Его постигли скорби: арест, заключение, судебное разбирательство, но он рад этому ибо все эти «обстоятельства послужили к большему успеху благовествования». Почему? Да потому, что исповедничество Апостола ободрило христиан, и побудило их возвещать слово Божие «с большею смелостью, безбоязненно».

Но вот что интересно: среди тех, кто ободрившись примером апостола стал смело проповедовать Евангелие, были и люди, которые, как пишет Апостол Павел: «по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих». Любопрение — это любовь к спору, соперничество. Дело в том, что у апостола Павла находились завистники его успеху и популярности, желавшие постоянно вступать с ним в спор, если и не по существу, то по каким-то мелочам.

Эти люди не еретики: они проповедовали Христа так же, как и он — истинно, но делали это с каким-то не очень чистым побуждением, из чувства соперничества с апостолом Павлом, желая перебить у него популярность и авторитет, быть может, даже радуясь тому, что он оказался в темнице. И здесь Апостол поступает в высшей мере по-евангельски: «Но что до того? — вопрошает он.— Как бы ни проповедовали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться». Он ни во что не поставил собственное признание в среде христиан, только бы вера во Христа распространялась среди людей! И это следование праведника заповедям Христовым, его смирение и самоотвержение явилось самой лучше проповедью, тем самым примером, глядя на который, христиане еще более ободрились и возрадовались о Господе!

Но задумаемся: что бы произошло, стань Апостол мелочно бороться за славу главного проповедника со своими «соперниками», писать из темницы многочисленные письма, доказывая, свое право быть самым уважаемым учителем веры? Думается, что многие были бы огорчены и, может быть, духовно погасли, глядя на то, что Апостол борется, прежде всего,за земное признание и авторитет.

Таким образом, братья и сестры, самое главное в деле проповеди, к которому всех нас призывает Господь сам, это, прежде всего, следование путем Его святых заповедей. Какой бы миссионерской работой мы не занимались, как бы не трудились на ниве социального, образовательного, катихизаторского служения — мы призваны помнить. что без следования заповедям мы не можем в полноте призывать людей ко Христу и проповедь наша, без сомнения нужная и полезная,— проповедь, все же, ущербная. И наоборот, если в данный момент времени мы не занимаемся специальной миссионерской работой, но просто ведем себя как христиане, смиренно, самоотверженно, честно — мы уже совершаем большое дело проповеди!

Давайте вместе сейчас, браться и сестры, задумаемся о том, как бы могли исправить свою жизнь, что бы и через нас проповедовалось и славилось имя Христово. Может, можно примириться с человеком, который обидел нас; терпимее, милосерднее относиться к коллегам по работе или учебе, к подчиненным, перенося их немощи и недостатки; постараться бороться с греховными привычками, которые нас портят и портят наше имя как учеников Господа. И если мы искренне будем стараться делать все это, то не только наше специальное служение на ниве проповеди станет плодотворнее, но и вся наша жизнь станет непрерывной проповедью, в чем да поможет нам Господь Иисус Христос!

Аминь!