Главная Публикации Проповеди «Спасение "потерянных"»

«Спасение "потерянных"»

30.12.2013

Проповедь студента 2 курса Хабаровской духовной семинарии Нестеренко Александра, произнесения в храме свт. Иннокентия Московского за Божественной литургией 27 ноября 2013 года.


Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Честные отцы и дорогие братья! В сегодняшнем Евангелии Иисус Христос говорит о «потерянных» и грешниках, которые войдут в Царство Небесное.

Вопреки учению книжников и фарисеев, Иисус снова подчеркивает, что в Царство Божие войдут многие «потерянные» и грешные люди. Здесь приведены, пожалуй, наиболее известные из Христовых притч: о потерянной овце и о потерянной драхме. Все они говорят об одном: Господь никогда не оставляет  попыток довести каждого человека до Своего Царства.

К великому негодованию книжников и фарисеев Спаситель был близок к тем, кого они считали неисправимыми грешниками. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: «Он принимает грешников и ест с ними». Отвечая им, Господь рассказывает две притчи. В них говорятся о том, что пропавшее может быть найдено, и что в этом случае естественно радоваться.

Некоторые видят в этих притчах то, что верующий, утративший общение с Богом, может восстановить его. Они говорят, что, поскольку нельзя потерять того, чего не имел, то эти притчи о тех, кто ранее уже принадлежали Богу.

Иначе понимают эти притчи те, кто видят в «потерянных» неверующих, которые могут прийти ко Христу. Такое понимание «потерянных» кажется более верным. Спаситель говорил эти притчи книжникам и фарисеям, которые отвергали Его весть о Царстве Божием. Их возмущало, что к Господу нашему идут грешники, которые, слушая, верят Ему.

В притче о потерянной овце прямо говорится о той радости, которая бывает на небе, когда кается грешник. Сын Божий не говорит, что остальные девяносто девять овец не ценны. Но Он подчеркивает значение той одной, которая отбилась от стада. Она-то и соответствует «грешникам», с которыми «ел» Иисус (Лк. 15,1-2). Что касается девяносто девяти, то Христос уже и овцами их не называет, но прямо — праведниками (каковыми они считали себя), не имеющими нужды в покаянии. Не ясно ли, что Он говорил о фарисеях!

Притча о потерянной драхме свидетельствует о радости Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Идея в ней совершенно та же, что и в первой притче, но особо подчеркнуто, сколь тщательно ведется поиск потерянного: какая женщина не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет потерянной драхмы (серебряная греческая монета, примерно соответствовавшая дневной «зарплате» труженика; в Новом Завете о «драхме» упоминается только здесь). Вывод из этой притчи был ясен слушателям Иисуса: грешники, которые «приближались к Нему», были весьма ценны в глазах Божиих.

Таким образом и мы с Вами всегда, подобно Господу, заботящемуся о всех без ограничения, должны не делить своим земным взглядом на «достойных» и «недостойных», но учить и вразумлять людей именно так, чтобы они сами поняли смысл Евангелия, пришли и стали наследниками Царства Христова.

Аминь!